Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории
– важнейшая задача, стоящая перед учениками школ, и от того, насколько
качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество
последующей социальной и профессиональной жизни человека.
Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность
по подготовке обучающихся к профессиональному самоопределению в
соответствии с личным набором качеств, интересов, способностей, состояния
здоровья и потребностей развития общества, имеющая комплексный подход
в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Профессиональное самоопределение – процесс и результат:
1) выявления, уточнения и утверждения человеком собственной
позиции в профессионально-трудовой сфере посредством согласования
индивидуальных возможностей, внутренних стремлений, смыслов и внешних
вызовов – смысловая сторона профессионального самоопределения;
2) овладения необходимым для этого инструментарием (знаниями,
умениями, навыками, опытом, компетенциями) – инструментальная сторона
профессионального самоопределения.
Форматы профориентационной работы:
урочная деятельность
внеурочная деятельность
воспитательная работа
дополнительное образование
профессиональное обучение
взаимодействие с родителями (законными представителями)
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного
отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на
практической включенности в различные ее виды, в том числе
социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; постепенное
расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в
приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной
деятельности; представления о собственных интересах и возможностях;
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-
профессиональной практики;
8-9 классы: групповое и индивидуальное профконсультирование, с
целью выявления и формирования адекватного принятия решения о
выборе профиля обучения; профессиональное самопознание;
10-11 классы: коррекция профессиональных планов, оценка готовности
к избранной деятельности.
Областной центр по профориентационной работе (ОЦПР):
https://soiro64.ru/dejatelnost/organizacionno-metodicheskaja-
dejatel/proforientacija/
Проект по профориентации школьников «Билет в будущее»:
https://bvbinfo.ru/